antikvaram.ru Антиквариат
Главная Антиквар Старые вещи. Ценность: между государством и обществом


Старые вещи. Ценность: между государством и обществом

Зашедший с улицы в антикварный магазин случайный прохожий оказывается в довольно странном мире вещей. Стулья и комоды, чашки, подносы, игрушки, старинные люстры. Некоторые из них отреставрированы и выставлены в помещении магазина как часть старинного интерьера, некоторые, потертые и побитые, бессистемно сложены на полки. Невольно появляется вопрос о том, как получилось, что все эти вещи сохранились в мире, где главными принципами потребления являются мода, новинка, современный комфорт? Почему в отличие от многих бытовых предметов, они не превратились в хлам и не были выброшены на свалку? Почему они продаются и цена многих из них отнюдь не мала? Кто и почему их покупает?

Старые вещи, которым посвящена статья, - дореволюционные предметы быта (мебель, посуда, небольшие декоративные предметы, игрушки, технические приспособления), то есть все то, что изначально создавалось в большей степени для повседневного использования, нежели для украшения, любования, эстетического созерцания. История этого класса предметов представляется крайне интересной. Эти вещи были произведены в дореволюционном обществе, а потому социальный состав их владельцев, а также смыслы и ценности, которые им изначально приписывались, были крайне отличны от тех, которые стали с ними связываться в советском обществе. Таким образом, данные предметы, не будучи физически перемещаемы через национальные границы, с течением времени оказались в другом обществе.

Задавшись вопросом о цене и ценности старых вещей, мы оказываемся вне рамок классической политэкономии, стремящейся объяснить цену товара через такие переменные, как затраты труда и полезность. Очевидно, что концепция затрат труда только ограниченно может объяснять цену товаров, находящихся на вторичном рынке , и только те случаи, когда цена с каждой новой продажей уменьшается. Однако во многих случаях цена антикварных вещей увеличивается и становится несоизмеримо больше любых затрат на производство и хранение этих товаров. Также и категория полезности оказывается неприменимой, когда мы имеем дело с фактически бесполезными (или малополезными) вещами, например старинными игрушками, которыми никто не играет, бутылками, в которые ничего не наливают, или стульями, на которых можно сидеть только с большой осторожностью.

Продуктивную аналитическую перспективу в дискуссии о ценности предоставляет конструктивистский подход, который берет начало в работах Георга Зиммеля. Зиммель полагает, что ценность не принадлежит самим вещам в качестве их непосредственного качества2, а является суждением, выносимым субъектом об объекте. Будучи изначально субъективным суждением, ценность объективируется в процессе обмена. Выразителем пропорций обмена становятся деньги. Конструктивистская перспектива была развита институциональной и неоинституциональной экономической теорией, представители которой делали основной акцент на изучении того, как социальные факторы формируют ценность товаров.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости:

Родственники принцессы Дианы продают картину Рубенса

News image

Аукцион Christie's выставит на летние торги картину Питера Пауля Рубенса Военачальника снаряжают к битве и...

Крупный пожар в северном Таиланде уничтожил исторически

News image

Сильный пожар в северной столице Таиланда городе Чиангмае утром в четверг полностью уничтожил дв...

Коллекционеры:

Шашки наголо!

News image

200 единиц холодного оружия выставит в Астане известный казахстанский частный коллекционер Азат АКИМБЕК. Вместе с са...

Коллекция Вилгьельма Оттена (Wilhelm Otten), Австрия

News image

Александр Родченко. Конструкция № 95. 1919. Холст, ма...

Авторизация


Предметы искусства:

Инвестиции в творчество Фрэнсиса Бэкона и Люциана Фрейда. Ис

News image

В жизни и творчестве давних соперников Френсиса Бэкона и Люциана Фрейда, художников, каждый из которых при жизни по отдельности получил статус «самого значительного современного английского ху...

Стоит ли любить искусство и сколько стоит эта любовь

News image

Вещи из коллекций Хаммера и Тиссена не появятся на рынке до нового всемирного потопа. Но в ожидании этого не покупайте работ малоизвестных художников. Миф о не...

Антиквариат. Ювелирные изделия:

Яйца Фаберже: 1892 Diamond Trellis Egg

News image

Подарено императором Александром III его жене императрице Марии Фёдоровне на Пасху 1892 года. 1927 г. - Оружейная палата. Вывезено в Париж Майклом Норманом (Michael No...

Галерея драгоценностей Эрмитажа. Петербургские ювелиры XVII

News image

Ювелирное искусство Петербурга формировалось отличным от многих русских и европейских художественных центров образом. Здесь одновременно сосуществовали, взаимодействуя и дополняя друг друга, многочисленные национальные художественные школы. На...