Холст Сурбарана, псалтырь Сары Бернар и китайские ковры на XXVI антикварной биеннале во Флоренции
Биеннале Florence International Antiques Fair, отметившая свое пятидесятилетие, прошла во Флоренции в Палаццо Корсини и закрылась 4 октября с результатами, удивительными для тех, кто ожидал снижения инвестиций в антиквариат. Девяносто участников из девятнадцати стран мира, тщательно отобранные произведения искусства, живописи, предметы мебели, ювелирные украшения — и среди них подлинные сокровища: набросок Тинторетто, холсты Брейгеля Младшего и Сурбарана, скульптуры князя Павла Трубецкого (автора памятника Александру III в Петербурге).
«Я всегда собирал и предлагал уникальные вещи, лежащие вне моды», — говорит Алан Рубин из Pelham Galleries (Париж и Лондон). Его посетители рассматривают пьемонтский расписной лакированный шкафчик в китайском стиле, изготовленный в мастерской Пьетро Масса в Турине около 1740 года.
Рядом выставляется Франсуа де Йонкхере — владелец двух галерей, в Париже и Брюсселе, он специализируется на фламандской живописи. О своих клиентах, пересматривающих пристрастия к современному искусству и готовых обратиться к красоте и обаянию вещей старых мастеров, он говорит так: «Те, кто любит Баскиа, могут увлекаться и Кранахом. Но выбор всегда диктуется любовью, а не инвестиционными перспективами».
Джон Уинтер из лондонской галереи Trinity Fine Art рассказывает о том, что истории, связанные с произведениями искусства и вещами, создают вокруг них волшебную атмосферу. «Эти легенды и в самом деле могут помочь продажам, но основными факторами по-прежнему остаются качество и редкость», — считает миланец Туллио Сильва. Главной гордостью его экспозиции является итальянский псалтырь XVIII века, принадлежавший актрисе Саре Бернар. Вместо ответа на вопрос об оттоке клиентов из-за финансового кризиса Сильва показывает на экспонаты: почти половина их снабжена табличкой «Продано».
Конечно, самыми востребованными остаются известные имена: так, полотно Гвидо Рени «Клеопатра» привлекло на экспозицию флорентийской галереи Piacenti кураторов самых крупных музеев мира, посещающих биеннале в поисках шедевров. То же можно сказать и о скульптурном портрете композитора Доменико Чимарозы работы Антонио Кановы.
Наиболее успешный сектор рынка антиквариата — по-прежнему живопись, однако текстиль тоже вызывает немалый интерес. Например, выставленные китайские ковры конца XVIII-начала XIX века или турецкие XVIII века. Спросом пользуются и предметы мебели — но, как говорят в нью-йоркской галерее Adam Williams Fine Art, «лишь в том случае, если вы предлагаете исключительные вещи, которые могут вызывать сильные эмоции».