antikvaram.ru Антиквариат
Главная Нюансы Копенгагенский стиль. Выставка скандинавского фарфора из частных собраний


Копенгагенский стиль. Выставка скандинавского фарфора из частных собраний

копенгагенский стиль. выставка скандинавского фарфора из частных собраний

Датская принцесса Мария-Софья-Фредерика-Дагмара, став в 19 лет русской императрицей Марией Федоровной, никогда не теряла связи со своей родиной. Она принесла в Россию моду на датскую культуру и искусство. Она же увлекалась сама и увлекала других коллекционированием скандинавского, прежде всего датского фарфора, невероятно популярного в это время в Европе. Императрица собрала внушительную коллекцию, выписывала из Дании лучшие образцы художественного фарфора, приобретала их во время путешествий.

Выставка, организованная в Музее декоративно-прикладного искусства институтом «Культпросвет», носит название «Каприз императрицы», напоминая о первом в России коллекционере в этой области. Камерная экспозиция демонстрирует образцы художественного фарфора, принадлежащие частным московским собирателям.

Период конца XIX – начала XX века один из самых удачных в истории скандинавской керамической промышленности, время новаций, поиска в области формы и декора.

В качестве основного живописного декора скандинавские керамисты избрали подглазурные краски «высокого огня» (то есть краски, которые подвергаются высокотемпературному обжигу в 1300–1400oС). Благодаря этим краскам на фарфоровых изделиях возникали тонкие, слегка размытые изображения, в полной мере отвечавшие художественным устремлениям эпохи модерна. Этой стилистике вполне соответствовали и необычные, небольшие, редко утилитарные формы керамики, тематически обращающие к живой природе. Так появился новый – «копенгагенский» стиль, быстро получивший распространение и принесший скандинавским мастерам мировую известность.

Главным предприятием была, конечно, Датская королевская мануфактура, основанная еще в 1774 году. В конце XIX века происходит ее новый взлет и три волнистые линии (марка мануфактуры) становятся невероятно популярными. Неяркая, почти монохромная роспись представленных на выставке ваз содержит в основном растительные мотивы: цветы, ветви сосен и черной бузины, огуречную плеть. Более поздние изделия мануфактуры представлены целой серией фигурок 1960-х годов, изображающих маленького фавна, играющего то с кроликом, то с лягушкой или ужом, то восседающего на козле.

Второй по значимости и популярности выделяется фабрика Бинга и Грёндаля. На выставке можно видеть их темно-синие вазы с цветочными мотивами и мелкую пластику, в том числе, например, фигурку знаменитого персонажа сказок Андерсена Оле Лукойе.

Помимо двух крупных фабрик в Скандинавии на рубеже XIX и XX веков возникало много небольших производств. Качество их изделий, художественное и технологическое, вполне сопоставимо с изделиями больших заводов. Одно из таких предприятий – датская мастерская Й.-П. Даль-Йенсена, главной сферой которой оставалась фарфоровая пластика. Так с 1897 по 1960 год Даль-Йенсеном было создано около 280 моделей скульптуры. Среди них преобладают изображения животных, особенно много собак, которых также можно видеть на выставке.

Кроме того, представлены изделия шведских фабрик Густавсберга и Рёрстранда, немецкой мануфактуры Нимфенбурга и фабрики Л. Хутченройтера, а также Императорского фарфорового завода. Это неудивительно, ведь под влиянием императрицы мастера Санкт-Петербургского фарфорового завода наладили производство фарфора с подглазурной росписью «в копенгагенском стиле», который не прекращается и по сей день.

Впрочем, после отъезда императрицы в 1919 году из России мода на скандинавский фарфор быстро угасла, а «страна живительной прохлады» была забыта. В России наступила новая эпоха со своими идеалами. Кстати, керамическим воплощением этих идеалов можно полюбоваться буквально в соседнем зале Музея декоративно-прикладного искусства. Как будто для контраста там экспонируются многочисленные днепрострои, культпоходы, волго-каналы, красноармейцы, доярки и пионеры.

Вход-выход. Впечатление-изображение

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости:

Родственники принцессы Дианы продают картину Рубенса

News image

Аукцион Christie's выставит на летние торги картину Питера Пауля Рубенса Военачальника снаряжают к битве и...

Крупный пожар в северном Таиланде уничтожил исторически

News image

Сильный пожар в северной столице Таиланда городе Чиангмае утром в четверг полностью уничтожил дв...

Коллекционеры:

Коллекция Петера Людвига в Кельне, Германия

News image

Иван Пуни. Композийия. 1915-1916. Холст, ма...

Шашки наголо!

News image

200 единиц холодного оружия выставит в Астане известный казахстанский частный коллекционер Азат АКИМБЕК. Вместе с са...

Авторизация


Предметы искусства:

Инвестиции в творчество Фрэнсиса Бэкона и Люциана Фрейда. Ис

News image

В жизни и творчестве давних соперников Френсиса Бэкона и Люциана Фрейда, художников, каждый из которых при жизни по отдельности получил статус «самого значительного современного английского ху...

Стоит ли любить искусство и сколько стоит эта любовь

News image

Вещи из коллекций Хаммера и Тиссена не появятся на рынке до нового всемирного потопа. Но в ожидании этого не покупайте работ малоизвестных художников. Миф о не...

Антиквариат. Ювелирные изделия:

Антикварные украшения в современном мире

News image

Последние годы растет тенденция приобретения обеспеченными людьми антикварных золотых украшений, чтобы таким образом выделить себя из «серой массы» а также подчеркнуть свою индивидуальность. Кроме того,...

Исторические алмазы

News image

Количество алмазов весом более 100 каратов в ограненном виде весьма ограниченно, хотя и значительно возросло после открытия южноафриканских копей. Не говоря даже о размерах алмазов, их...