19 век был задавлен и очарован вещами.
Лорд Бриггз в своей книге «Вещи эпохи Викторианства» (1988) объясняет, насколько серьезно люди той эпохи относились к коллекционированию в середине века. «По случайному совпадению это был год знаменитой выставки (1851), в котором капитан Генри Лейн-Фокс начал собирать огнестрельное оружие, прежде чем приступил к коллекционированию почти всего, что только можно, со всех частей света, включая посуду, станки, механизмы, орнаменты, одежду и другие значительные предметы, созданные или использованные в домашних условиях».
Цель его заключалась не в выборе «уникальных образцов», а в собирании наиболее «обычных и типичных» предметов, и он составил сложную систему их классификации «от простого к сложному и от однородного к разнородному». В его коллекции ящик с этикеткой «религиозные эмблемы и предметы религиозного культа»содержал такие столь непохожие вещи, как средневековое распятие, китайский геометрический компас и набор причудливых костей из Нигерии.
Казалось, полностью контрастировало со своим временем содержание такого удивительного места, как коллекция знаменитого Харнера под названием «Менло-парк», выставлявшаяся в лаборатории Томаса Эдисона в Нью-Йорке; на наш взгляд, она являлась продолжением собрания Лейк-Фокса. Там было много новых вещей и чудес современной науки, а наряду с ними фрагменты старых машин, мостом же между старым и новым служил набитый перьями орел, занимавший там почетное место. Он был приобретен в 1889 году на Парижской выставке; в голове у него была электрическая лампочка, освещавшая его глаза. Знаменитые коллекционеры 18 и 19 веков свое увлечение ставили превыше всего.
Мы стремились расположить определенные виды произведений искусства и отдельные произведения в соответствии с исторической и социальной обстановкой той эпохи, когда они были созданы.
Точно так же, как неразумно рассматривать исторические события и процессы через искажающую призму последующего опыта или судить наших предков, как будто они думали и вели себя так, как мы, так и для получения более полного удовлетворения от антиквариата важно знать кое-что о культуре и условиях, когда эти предметы были созданы.
Следует также помнить, что многие предметы, которые мы теперь считаем сокровищами, для их создателей и первых владельцев имели просто утилитарную ценность. И в соответствии с этим, многие из них могли быть выброшены как ненужные и случайные вещи сегодняшнего дня.
Однако, мы сосредоточились на качестве, и речь здесь пойдет о творениях знаменитых мастеров и умельцев, стили и характерные черты которых выделены в специальных таблицах. Необходимо научиться оценивать произведения искусства в соответствии с самыми высокими нормами.
Бывают редкие случаи, когда подлинное качество не относится к делу, когда сущность предмета или коллекции предполагает скорее связь с чем-то, чем внутреннюю ценность.
Кисточка для пудры, которой пользовалась Анна Болейн утром в день своей казни, и нитка жемчуга, которую носила Мария Антуанетта незадолго до своей казни, лежат нынче бок о бок в частной фамильной коллекции королевских сувениров; обе они имеют свою собственную ценность, как слоновая кость и жемчуг, но в то же время это ничто по сравнению с их ценностью в связи с великими особами.
Мне хотелось бы думать, что этот сайт доставит много удовольствия как «кабинеты редких вещей» или большая разнообразная коллекция. Некоторые откроют первую страницу и не оторвутся от книги, пока не просмотрят всю до конца. Другим, возможно, захочется начать с какой-то главы по определенному виду антиквариата.
Сайт должен представлять интерес для новичков, но он же является бесценным изданием для тех, кто серьезно занимается антиквариатом. Имеющийся в ней словарь терминов поможет тем, кто хочет пополнить свое образование при посещении музеев, а также будет незаменим для тех, кто решит осуществить покупку антиквариата. Знаменитые коллекционеры предлагают к каждому разделу список дополнительной литературы желающим более углубленно специализироваться в какой-то определенной области.