На арт-рынке порой происходят парадоксальные ситуации: художник, получивший мировое признание художественных критиков и ценителей искусства, абсолютно не популярен и «никому не нужен» на «коммерческом» рынке искусства. Ярким примером этого явления стал Жан Пюи (1876–1960).
Его называли «полудиким», потому что он одновременно выставлялся в Осеннем салоне и в Салоне Независимых, дружил с лучшими представителями фовизма и в то же время, как бы стоя в сторонке, оценивал совершаемые фовистами действия. Свойство его характера — противостоять какому бы то ни было давлению — отразилось и в творчестве. Не поддаваясь чужому влиянию, Пюи упрямо стремился к классической законченности произведения и чувству строгой меры в цветовом строе. Еще в картинах Пюи отразилось его огромное жизнелюбие. Именно оно внесло в картины Пюи яркие цвета и оптимистичные сюжеты.
К сожалению, полотна мастера живописи и фовизма стоят сегодня чуть ли не дешевле работ современных художников: в среднем 3–5 тысяч евро. А ценовой рекорд для Пюи составляет 75 тысяч евро. Столько стоят работы среднего качества многих русских художников конца XIX — начала XX века. Поэтому у коллекционеров есть прекрасная возможность практически задаром собрать значительную коллекцию шедевров Пюи. Конечно, прибыли из них пока не извлечь. Но, кто знает, может, через 5–10 лет все кардинально изменится…
Итак, среди фовистов есть разные художники. Работы одних способны принести солидную прибыль, других — лишь украсить коллекцию. Однако и у тех, и у других есть большая заслуга — они внесли огромный вклад в развитие не только фовизма, но и искусства в целом. Каждый из них стал стартовой точкой революции в живописи, и только за это каждый любитель искусства должен знать и уважать их творчество.