Особый рынок
Исторически инвестиции в искусство не были массовыми. Виной тому — относительно невысокая прозрачность рынка, меньшая ликвидность, кулуарность сделок. Сегодня эта ситуация существенно изменилась. Аналитические онлайновые ресурсы, открытая аукционная статистика принесли большую информационную прозрачность. На рынок искусства распространилось действие специальных ценовых индикаторов, появились специализированные паевые инвестиционные фонды — рынок стал более организованным и понятным массовому инвестору. Да, не до конца. Да, на нем невозможны столь полезная рынку стандартизация и классификация товаров. Да, самостоятельному инвестору необходимо хорошо разбираться в предмете инвестиций. Зато искусство по природе своей уникально, а грамотно выбранный и подлинный предмет имеет прекрасные шансы прибавить в цене. Иногда — очень существенно. В частности, выдающимся примером удачных инвестиций в искусство является случай с «Мальчиком с трубкой» Пикассо, который в мае этого года был продан за 104 миллиона долларов. По некоторым сведениям, бывшему владельцу Джону Уитни в 1950 году она обошлась всего в 30 тысяч долларов. В пересчете на прошедшие 54 года ее стоимость возрастала со средней скоростью немногим менее 2 миллионов долларов в год. Случай, конечно, не рядовой, выдающийся. Но показательно здесь другое: ни одному понятному и прозрачному инвестиционному активу подобная доходность (сотни процентов ежегодно в течение десятков лет) в принципе не снилась и вряд ли когда-либо приснится. А в искусстве такое возможно.
Примечательно, что по сравнению с фондовым и товарными рынками, художественный рынок намного меньше подвержен политическим и финансовым кризисам. Так, в период с 1 января 1997 года по 1 июня 2004 года среднее ежеквартальное колебание Artprice Global Index (далее — AGI) было примерно в 2–3 раза меньше, чем аналогичное колебание индекса Доу-Джонса или S&P 500. Формально в среднем ежегодный темп роста фондовых индексов может быть выше, чем у AGI. Но и амплитуда колебания (взлеты и падения) у них существенно шире, чем у индекса искусства. Нередко вложения одинаковой суммы в живопись и в акции, в последнем случае могут принести даже больший доход, но в долгосрочной перспективе уровень риска при инвестировании в искусство будет существенно меньше.
Аналитический ресурс приводит следующие любопытные сопоставления. В среднем 100 долларов, условно вложенные в живопись в сентябре 2001 года, превратились в 140 долларов по состоянию на сентябрь 2004 года. За тот же период 100 долларов, вложенные в фондовые активы (по статистике Dow Jones) принесли бы доход всего лишь в 8,5 доллара. Да, в этих данных есть некий методологический изъян. Статистика аrtprice.com охватывает только аукционный оборот — торги, на которых объем задают ведущие мировые дома. Но даже на них совершается лишь около одного процента сделок от общего числа транзакций на рынке искусства, т. е. индекс не учитывает прямые сделки частных лиц, галерейные и прочие продажи. Тем не менее аукционные торги являются вполне репрезентативными.
В то же время нельзя утверждать, что процессы, происходящие на рынке искусства, не подвержены никакому внешнему влиянию.
После событий 11 сентября и последовавшей Иракской войны, индекс AGI в третьем квартале 2001 года прибавил всего лишь незначительные 1,2 % (для сравнения, только за первую половину 2004-го он вырос на 10 %). Но если на фондовых биржах после любых экономических кризисов или террористических актов наблюдаются существенные падения цен и портфельные инвесторы избавляются от дешевеющих спекулятивных активов, то на рынке искусства ситуация складывается абсолютно по-другому. Интерес к произведениям искусства в критическое время не падает, а владельцы не спешат с ними расставаться.
Действительно, прогнозы экспертов artprice.com и аукционного дома Sotheby’s свидетельствуют о том, что рост цен на предметы живописи будет продолжаться, падений или остановок в ближайшие 30-40 лет не предвидится. Но надежность вложений в искусство не означает, что инвестору достаточно вести себя по схеме «мы сидим, а денежки идут». Как и на рынке акций, требуется следить за процессами, происходящими на арт-рынке, выбирать благоприятный момент для покупки или для продажи. От этого зависит эффективность инвестиций. При общем росте рынка основной задачей инвестора на сегодня станет выбор и покупка работ, чья стоимость будет увеличиваться быстрее других.