В силу того, что на рынке соцреализма еще не устоялись какие-то общие среднерыночные ценовые критерии, у инвестора есть риск приобретения работы по сильно (в разы) завышенной цене. В этом случае потребуются годы для возврата средств. Этот риск возрастает, если работа случайна в ассортименте продавца, не соответствует его специализации. Есть мнение, что начинающему инвестору дешевле покупать живопись и графику советского периода на локальных аукционах.
При этом стоит отметить, что эстимейты в данных случаях — это лишь цифры, отражающие мнение и желания галереи и владельца работы. Стартовая цена обычно назначается в половину нижнего эстимейта, и финальная цена нередко лишь приближается к нижней отметке эстимейта. Стоит учитывать, что галерейная цена чаще оказывается выше, чем аукционная.
Инвестору при принятии решения не стоит придавать особого значения официальным регалиям художника (премиям, наградам, членству в союзах, званиям и пр.) Нередко эти моменты биографии не соответствуют качеству живописи. Как и наоборот: талантливый художник не всегда имел возможность добиться высокого официального признания. И, наконец, при покупке произведения стоит поинтересоваться возможностью возврата или обмена работы и условиями этой операции.
Если сравнивать рынок соцреализма с рынком русского искусства первой трети XX века, инвестиционные риски первого несопоставимо выше. Если инвестиции в «русское зарубежье» дают какую-то прогнозируемую доходность, подтвержденную мировой статистикой, то по соцреализму статистики пока нет. Зато есть несопоставимо более низкие стартовые цены на произведения художников второго-третьего ряда, широкий выбор и теоретическая возможность покупки по цене «ниже рынка». Соцреализм хорошо подходит для инвесторов, склонных к повышенному риску ради страсти к самостоятельным исследованиям и визионерству в условиях пока лишь формирующейся системы ценностей.