также Дрезденский фарфор или саксонский фарфор (porcelaine de Saxe). Немецкий твердый, или настоящий, фарфор, изготавливаемый на заводе Meissen, неподалеку от Дрездена, в Саксонии (нынешняя Германия) с 1710 года до настоящего времени. Это был первый настоящий фарфор, успешно произведенный в Европе, до приблизительно 1756 года он доминировал в стиле европейского фарфора. Позднее лидерство окончательно перешло к французскому севрскому фарфору (Sèvres).
Трудно сказать точно, когда первые предметы из фарфора появились в Европе. Зато точно известна дата и место создания европейского фарфора - 1710 год, Саксония. Фарфор - для жителей Запада, помимо того, что был предметом роскоши, почитался как одно из величайших достижений культуры Востока и как одна из величайших ее тайн. Когда в начале XVIII столетия в Германии смогли воссоздать рецепт фарфора, для современников это событие было подобно чуду…
Белое золото - фарфор, отмеченный синими мечами - знаком знаменитой Мейсенской порцелиновой мануфактуры, первого европейского производителя фарфора. Сегодня фарфор, созданный в первые десятилетия существования немецкой мануфактуры, ценится наравне с произведениями старых восточных мастеров.
Первые образцы европейского фарфора - удивительные произведения, соединившие традиции культур Востока и Запада. Нередко его создатели подражали мастерам Китая и Япония, хотя чаще их творения являются творческим переосмыслением традиций фарфорового производства восточных держав.
Надо сказать, что восточные сюжеты стали постоянно использоваться европейскими художниками еще за несколько веков до описываемых событий. В галантное столетие восток был также в моде. В то время в европейском искусстве между собой соперничали 3 стиля - тюркери, жапонез и шинуазри (турецкий, японский и китайский стиль соответственно).
Фантастические цветы, деревья многоцветными лепестками и листьями оплетали вазы. Диковинные животные, райские птицы и непременные драконы (хотя и утратившие значительную часть своего грозного величия) резвились на белых просторах сервизов. Дамы и кавалеры в ярчайших нарядах, напоминающие восточные (как правило, довольно отдаленно, нередко в восточных костюмах угадывались модные детали европейских туалетов), гуляли под сенью пестроцветных пальм. Или же их сложнофигурные силуэты великолепием золота проявлялись на белоснежной поверхности фарфора.
Фарфор был частью великого мифа о Востоке. Как и европейский фарфор: восточные узоры были необычайно популярны среди художников работавших в Мейсене. Восточные узоры и сцены из восточной жизни, украсившие драгоценную посуду, стали частью прекрасной восточной сказки, которой была так увлечена Европа галантного столетия.
История востоковедческих наук еще была в начале своего развития. Впереди Европу ждало серьезное увлечение Востоком, его искусством, философией, образом жизни… Пока же эта была прекрасная, немного легкомысленная игра с его традициями и образами совершенно в духе веселого XVIII столетия.
В 1709 году началось одно из самых удивительных научных и коммерческих приключений последних трех столетий, того самого приключения, что привело Иоганна Фридриха Беттгера к открытию белого твердого европейского фарфора.
Многие выдающиеся личности были в числе последователей Беттера, и каждый из них внес огромный личный вклад в техническое и художественное развитие фарфора Meissen.
Особняком среди них стоят Иоганн Грегориус Герольдт (Johann Gregorius Hoeroldt), художник и знаток химии цвета, разработавший около 10000 светящихся превращающихся в стекло пигментов на основе оксидов металлов – которые по сей день используются при росписи фарфора Meissen, и Иоганн Иоахим Кендлер (Johann Joachim Kaendler), невероятно одаренный скульптор, создавший множество фигур, скульптур и обеденных сервизов, продолжающих существовать на протяжении 300 лет.
В основном благодаря техническому и художественному мастерству этих двоих людей каждая из моделей с ее несравненным богатством цвета и динамичности может быть выполнена и в наши дни. Времена Герольдта и Кендлера, позднее барокко, времена Баха, и рококо, и Моцарта могут с уверенностью называться золотым веком мануфактуры Meissen.
В те первые годы существования мануфактуры Meissen ее смотритель Иоганн Мельхиор Штайнбрюк (Johann Melchior Steinbrueck) осознал необходимость защиты настоящего майсенского фарфора от подделок и имитаций. Так появились знаменитые «Скрещенные Мечи» - подглазурное клеймо, изображаемое на каждом фарфоровом предмете Meissen как отличительная отметка – так он создал коммерческую торговую марку, самую старую и наиболее долго используемую без перерыва торговую марку в мире.
Скрещенные синие мечи - эмблема саксонского майсенского фарфора с почти трехсотлетней историей - это один из самых престижных логотипов среди поклонников изысканной роскоши. Этот товарный знак наносится вручную кобальтовой краской под глазурью на каждое фарфоровое изделие майсенской мануфактуры с 1722 года. Несомненно, секрет обаяния фарфора Майсен заключается в его способности выражать представление о роскоши каждой эпохи, сохраняя при этом свой неповторимый стиль.
Можно с уверенностью сказать, что только настоящий майсенский фарфор сохранил свою ценность на протяжении времени. Свидетельство этому – исключительные цены, за которые обычно раскупается фарфор Meissen на всемирных аукционах. На ценность влияет и то, что здесь не выпускается двух совершенно одинаковых предметов, на каждый из фарфоровых предметов влияет стиль росписи художника, и это отличие бесценно.
Где еще во всем мире – кроме Meissen - Вы сможете сегодня сделать выбор из более чем 150000 предметов из фарфора – причем каждый из них уникален и несет в себе частичку 300-летней истории фарфора Meissen?
И в наши дни ценителей фарфора не могут оставить равнодушными изделия современных коллекций фарфора мануфактуры Мейсен, в которых представлены лучшие образцы популярных во все времена стилей барокко, рококо, ампир и ар–деко. При написании этой и некоторых других статей использована информация www.meissenusa.com, www.meissen.com, www.museum.ru Предлагаем ознакомиться с нашей Коллекцией фарфора Мейсен. Интересные подарки из фарфора представлены здесь.
Шоколадница, ок. 1744 г. Gemaldegalerie Alte Meister, Dresden
Эта весьма известная картина была написана в Вене. Сразу после завершения работы над Шоколадницей , 3 февраля 1745 г., картина была куплена графом Алгаротти для княжеского дома Саксонии. Служанка предлагает свежий горячий шоколад в чашке майсенского фарфора и воду в стакане богемского стекла на лакированном японском подносе. Достоверно точно не известно, как звали девушку, послужившую моделью художнику. Скорее всего, она была служанкой при дворе Австрийской императрицы Марии Терезии, где живописец и заметил девушку. Однако часто называют имя модели - Anna Baltauf. Анна, дочь обедневшего рыцаря, служила горничной при дворе. Говорят, именно там ее красоту заметил молодой принц von Dietrichstein. Он влюбился и - к ужасу аристократии - женился на ней. Кастовые предрассудки, существовавшие в Вене, не позволяли считать дочь рыцаря, будь он даже зажиточным, подходящей партией для придворного. Самая романтическая версия гласит о том, что однажды зимним днем 1745 года молодой принц фон Дитрихштейн зашел в венское кафе попробовать новый напиток (горячий шоколад), о необыкновенном вкусе которого было столько разговоров. Там он повстречал Анну Бальтауф, работавшую в заведении продавщицей. Его поразили грациозность и красота девушки, и он влюбился в нее с первого взгляда. В течение нескольких недель он почти ежедневно приходил в кафе, чтобы побыть с Анной рядом и поближе с ней познакомиться. Наконец он сделал предложение и в течение года женился на ней, несмотря на сильное противодействие аристократии. В качестве свадебного подарка Принц Дитрихштейн заказал Жану-Этьену Лиотару, работавшему при венском дворе в то время, портрет своей невесты в той самой одежде, в которой он впервые ее увидел. Говорят, в день свадьбы невеста пригласила знакомых шоколадниц и, будучи счастлива своим возвышением, подала им свою руку со словами: Вот! Теперь я стала принцессой, и вы можете поцеловать мою руку.
Традиционный круг заказчиков Мейсенской фарфоровой мануфактуры включает в себя богатейшие семьи Европы и России, а в прошлом среди заказчиков мейсеновского фарфора были Екатерина II, князья Строгановы, Юсуповы, Карл Фаберже, многие коронованные особы Европы. Шедевры Мейсенской фарфоровой мануфактуры находятся в коллекциях самых известных музеев мира, в том числе в Эрмитаже (г. С.– Петербург).
Мейсенский фарфор не теряет своей ценности для коллекционеров и в наши дни. Многовековое наследие фарфоровой мануфактуры Майсен тщательно берегут ее мастера, способные выпускать множество видов изделий из фарфора, ни в чем не уступающих оригиналу. Разница между новыми и старинными фарфоровыми изделиями практически незаметна. В наши дни, как и 300 лет назад, весь мейсенский фарфор создается вручную. Краски для росписи фарфора смешивают вручную в соответствии с рецептом, которому уже несколько сотен лет.
По информации Meissen, при создании мейсенского фарфора используются около 10000 оттенков красок. Рецепты красок хранятся в строжайшей тайне. На Мейсенской фарфоровой мануфактуре производится около 175000 типов фарфоровых предметов.
В собрании Майсенской фарфоровой мануфактуры хранится 200000 моделей майсенского фарфора разных периодов. При мануфактурах в XVIII веке создаются библиотеки, регулярно выписывающие литературу в помощь скульпторам и живописцам. Уже в середине XVIII века мануфактура Meissen специально закупала в Германии, Франции и Англии гравюры, в дальнейшем составившие большое собрание, насчитывавшее тысячи листов.
В наши дни на Майсене производятся следующие виды фарфора: фарфоровые сервизы 50%, художественный фарфор 25%, фарфоровые статуэтки 15%, эксклюзивные фарфоровые изделия авторского дизайна 10%. 60% фарфора Meissen продается в Германии, 40% экспортируется. В 2004 году общий объем продаж майсенского фарфора составил 35,9 млн Евро. На фарфоровой мануфактуре Майсен работают 900 человек, из них 450 художников и скульпторов.
Каждое фарфоровое изделие Мейсенской фарфоровой мануфактуры несет в себе частичку тепла человеческих рук, это всегда шедевр, - ведь около полутора месяцев занимает изготовление одной фарфоровой статуэтки Meissen (Майсен).