Керамика заслуженно составляет гордость китайского искусства. Всем мифическим первопредкам Поднебесной приписывается изготовление различных глиняных сосудов, а также музыкальных инструментов, что в древности считалось чрезвычайно важным культурным деянием. Герои мифов мастерят уникальные вещицы самостоятельно или получают их в дар от хозяев иного мира… Древнейшие гончарные изделия относятся к эпохе неолита, но истинное развитие подлинной китайской керамики стартует с эпохи Шан.
Начало династии Хань отмечается периодом высокой культуры, которая ознаменовывается применением глазури. Китайцы называют ее классической, подразделяя на две династии: Западную Хань (206 г. до н.э. по 8 г. н.э.) и Восточную Хань (с 25 по 220 гг. н.э.). Именно ханьская керамика покрыта содержащей свинец глазурью и окрашена окисью меди в прекрасный зеленый цвет. Типичная форма сосудов того времени «ху» восходит к бронзовому веку, верхняя часть изделий часто украшена легким рельефным фризом с динамичным рисунком. Особого внимания заслуживают предметы из протофарфора, покрытые глазурью из растительной золы.
В период маньчжурской династии Цинн в истории керамики наибольшую известность получают правления Канси (1662-1722 гг.), Юн-Чжэн (1723-1736 гг.) и Цянь-лун (1736-1796 гг.) — в 1712 году Цзиндэчжень располагает тремя тысячами действующих печей, а его продукция достигает сотни тысяч изделий. С тем же временем связана деятельность крупнейшего керамиста XVIII века Тан Ина. Помощник начальника с 1728 года, а затем начальник императорской мануфактуры с 1736 по 1749 гг., Тан Ин был выдающимся мастером вазописи и выполнял совершенные копии всевозможных старинных изделий, создав ряд трудов о керамическом искусстве и описав пятьдесят восемь типов орнаментации, применявшихся в императорской мануфактуре.
Именно тогда китайский фарфор достигает в своем совершенстве апогея. Выпускаются как простые по форме однотонные изделия: огуречно-зеленые, фиолетовые цвета желтой охры, красные — «бычья кровь», «белый китайский фарфор», но и возрождается стиль сунского периода: «зеленое семейство» со сценами из легенд, а иногда и батальными сюжетами, фигурами и цветами, выполненными в нескольких зеленых тонах на белом фоне; «розовое семейство» с блеклыми тонами и нежными переливами оттенков, имевшее большой успех у европейских знатоков оттенков и женских фигур; и «черное семейство» — с многоцветным орнаментом на глубоком черном фоне. Примечательно, что орнамент как правило включает символические мотивы счастливых предзнаменований, такие как бабочка (долголетие), летучая мышь (счастье), птицы, эмблемы Восьми Бессмертных и Пяти Блаженств.
Наступает 2005 — год Петуха, китайские орнаменталисты вспоминают легенду о Чунмин («двойной свет», «двойная ясность») в которой говорится о том, что во времена мифологического правителя Яо из страны Чжичжи, ему прислали в дар Чунмин — птицу с двойными зрачками, которую называли также шуанцзин («двойной глаз»). Чунмин напоминала петуха, но пела как Феникс-фэнхуан, когда же наступало время линять, она сбрасывала оперение и улетала. Сказания гласят, что необычная птица могла биться с волками и тиграми, а нечисть при ней теряла свою злую силу.
В Китае Петух «сопровождает» солнце на его пути через десятый «дом» китайского зодиака (Козерог) и через 5-7 часы пополудни. Петух не только возвещает о начале дня (во многих традициях он выступает как глашатай солнца, света: французское chante-clair, буквально «поющий рассвет»), но и является проводником солнца, как в его годовом, так и в суточном циклах. А в христианской религии он символизирует Воскресение и Страсти Господни, являясь образом бодрствования и осторожности.