«Берите кушанья концами пальцев», — поучал Овидий. Подобный пример застольного «этикета» давно канул в лету; человечество стало использовать иные хитроумно-изящные приспособления для еды: из дерева, слоновой кости, глины, стекла, ну и, конечно, серебра.
Первым из «основного трио» — ложки, ножа и вилки – появился нож. Еще первобытные люди использовали его не только для охоты, но и для разделывания туш и отделения кусков во время еды. Конечно, немало веков прошло с того времени до момента, когда нож удостоился звания отдельного столового прибора. Лишь в XIV столетии во время трапезы стали использовать железные, оловянные и серебряные ножи с ручками из золота или дорогих пород дерева, украшенным резьбой и драгоценными камнями. Эти ножи имели остроконечную форму, поскольку правила этикета предписывали накалывать куски пищи на ножи, а после трапезы – использовать его кончик в качестве зубочистки…
«Король-солнце» Луи XVI, издав указ, повелевающий изготовлять столовые ножи закругленной формы, правил французской знати более галантные манеры. Из «страны лилий» нововведение распространилось по всей Европе, достигнув и российских берегов.
Ложка претерпела значительно больше изменений. Ее прототипом ученые считают… скорлупу грецких орехов. Первые известные нам ложки изготовлены из дерева и имеют шарообразную форму; древнеегипетские образцы – уже бронзовые, а древнегреческие – серебряные. Что же касается Руси – в «Повести временных лет» летописец рассказывает, как дружинники князя Владимира посетовали, что едят деревянными, а не серебряными ложками, и князь велел «исковать» для них серебряные ложки и сказал, что серебром и золотом не добудешь дружины, а с дружиной добудешь и золото и серебро.
В XVII столетии черенок ложки удлинился, исследователи связывают это событие с возникновением мужской моды на пышные жабо. Возможно, именно благодаря светским щеголям ложка приобрела свою форму, привычную для нас сегодняшних. Тем не менее, в Европе до сих пор существуют два стандарта ложки: французская – узкая, с заостренным концом, и английская – более широкая и округлая.
«Двузубая ложка», как в начале называли вилку, имеет самую бурную историю. На территории Европы она появилась в 1071 году, когда византийская принцесса, невеста венецианского дожа Доменико Сильвио, привезла с собой диковинку в виде серебряно-золотой вилки. Оригинальная вещица была воспринята обществом резко отрицательно. Вскоре принцесса умерла, и духовенство поспешило объявить, что ее смерть – кара Божья за пользование «дьявольским орудием». На несколько веков вилка была забыта; вновь ко столу она пришлась в конце XIII века, но пользовались ей только коронованные особы, да и то в качестве забавы. К примеру, у Жанны д'Эвре в столовых приборах числились 64 ложки и только одна вилка…
В 1570 году, вопреки «дьявольщине», увидела свет книга «Секреты кухни Папы Пия V», где впервые появилось изображение вилки; высшее духовенство отринуло суеверия, на собственном опыте испробовав удобство зубчатого столового прибора. Небольшие серебряные, часто позолоченные, богато украшенные вилки для еды, привычной для нас формы, вошли в обиход в середине XVI века, но по-прежнему оставались редким предметом роскоши. Со временем вилки появились в каждом доме, однако в большинстве монастырей этот прибор был под запретом до XVIII столетия, а среди офицеров британского флота – вплоть до XX века: вилка была символом изнеженности…
В Россию ее завез из Польши в начале XVII века Лжедмитрий в багаже Марины Мнишек, и она была использована во время пиршества по случаю бракосочетания. Факт применения «заморского прибора» был расценен как доказательство нерусского происхождения самозванца и послужил одним из поводов к подготовке заговора Шуйского. При царе Алексее Михайловиче «за обедом для каждого гостя клали на стол ложки и хлеб, а тарель, нож и вилку – только для почетных гостей». Сын Алексея Михайловича Петр Великий во многом способствовал распространению вилки, строго приказал дворянам пользоваться за столом всеми тремя приборами. Как обычно, он сам показывал пример: у прибора императора всегда лежала деревянная ложка, декорированная слоновой костью, ножик и вилка с зелеными костными черенками.
Между тем европейская знать «забавы ради»придумывала все новые столовые приборы: в XVII-XVIII веках, по случаю распространения обычая пить чай и кофе, появилась чайная ложечка; в эпоху Рококо возникли ложечки для сахара, сливок, десертная вилка, ножи для тортов и трезубцы для устриц и улиток. Черенки столовых приборов стали напоминать ракушку или скрипку, оформление дополнялось сложными орнаментами и эмблемами. У ложек для супа на конце появились «щитки», которыми мужчины отодвигали бороду во время трапезы…
В 1854 году в Париже в королевском дворце во время приема чуть было не разгорелся скандал – приглашенные на обед послы с удивлением заметили, что на столе среди позолоченных ложек имеются обыкновенные, похожие на оловянные. Причем подавляющему большинству гостей поданы классические – позолоченные, и только перед императором и несколькими дипломатами лежат «оловянные»… Пришлось императору Наполеону III объяснять послам, что это не обособление, а, напротив, великая честь, поскольку ложки изготовлены из самого дорогого на тот момент материала – алюминия. Спустя несколько лет серебро вернуло утраченные позиции, а в наше время – стало одним из составляющих классического столового этикета. Сейчас набор столового серебра состоит из половника для супа, ложек для бульона, чая, кофе, соли, подливок и соусов, пунша, джема, горчицы; ножей для хлеба, салата, масла, рыбы, стейка; лопатки для торта, щипчиков для спаржи, сахара и льда; вилки для устриц, солений и селедки; ножниц для винограда и вилок для овощей и холодного мяса.
Долгое время парадные столовые приборы изготовляли исключительно из серебра, однако, несмотря на очевидные преимущества – внешний вид и дезинфицирующие свойства, — серебро обладает рядом существенных недостатков. Писатель Александр Дюма в одном и своих романов характеризовал серебряные ножи так: «Они гнулись и ничего не резали». А самым главным недостатком серебра была его небольшая стоимость.
Революция в ноябре серебряных столовых приборов произошла в 1863 году, когда немецкий химик Карл Хепп изобрел способ нанесения серебряного покрытия на мельхиор. Вместе со своим братом Отто он основал фирму, и они начали производить приборы по новой технологии. В 1916 году братья продали свой бизнес Альберту Ланджу, который расширил ассортимент и начал выпускать предметы сервировки. С тех пор столовые приборы, входящие в коллекции ювелирных фирм, сохранили присущее серебру изящество, приобрели меньший вес и стали более удобными для использования.
Есть еще одна функция у столового серебра – оно обязательно входит в список предметов, переходящих наследнику. Любой предмет быта, который можно завещать, должен быть либо утонченно дорогим, либо утонченно стильным. Пожалуй, только в столовом серебре эти качества уживаются, не противореча друг другу.