antikvaram.ru Антиквариат
Главная Предметы старины Трофеи Аполлона


Трофеи Аполлона

трофеи аполлона

Археология войны. Возвращение из небытия в ГМИИ имени А.С.Пушкина

Даже если бы за этой выставкой не стояла Ее Величество История, все равно показ великолепной коллекции античной пластики в Москве стал бы событием. Вероятно, и тогда случилась бы сенсация в музейном мире. А Пушкинский музей следовало бы поздравить с замечательным, прямо-таки выдающимся прибавлением семейства . Равно как специалистов - с вводом в научный оборот важного и весьма интересного пласта памятников материальной культуры. Войдя в Зал античных подлинников , где раньше демонстрировались мраморы Северного Причерноморья, а в последние годы - золото Трои Генриха Шлимана, даже человек неискушенный мгновенно оценит столичный уровень коллекции, превосходное качество памятников, которых собрано здесь видимо-невидимо. И ведут они зрителя от греческой архаики к классике, из Эллады в Рим и далее, в Египет и прочие провинции Римской империи, от этрусков к эпохе эллинизма.

Однако недаром выставка открылась в канун Дня Победы - праздника с сединою на висках . Красноречиво и название Археология войны. Возвращение из небытия . И привкус горечи был бы ощутим в вине, если бы - пофантазируем - им можно было наполнить сосуды, аккуратно расставленные в витринах. Теперь уж и не поверишь, какими обугленными и грязными, черными от копоти, седыми от пыли и приставшей земли, словом, совсем не походящими на нарядные экспонаты, ныне явленные пораженной публике, прибыли они в ГМИИ 60 лет назад. Десятки мешков были набиты чем-то вроде строительного мусора: куски камня, бронзы и стекла, битые черепки, раздавленные осколки плитки в пятнах смолы и мазута. В довершение вся эта рухлядь была грубо завернута в полуистлевшие немецкие газеты и плакаты. Газеты успели выйти до того момента, как Берлин был захвачен войсками Красной Армии. А древние статуэтки и вазы, как потом установили по документам, перед штурмом столицы Германии находились в бункере в районе Берлинского зоопарка. Накануне капитуляции гитлеровцы взорвали бункер, ничуть не заботясь о том, что в нем была спрятана часть прославленной коллекции античных древностей из Берлинского музея (все справочники называют ее утраченной безвозвратно).

- При виде этой пыли, этого праха руки могли опуститься даже у специалистов, - вспоминает свидетельница тех событий, директор ГМИИ Ирина Антонова. И подчеркивает: вряд ли кто-то осудил бы сотрудников музея, если бы те вынесли вердикт: трофеи, лишенные каких бы то ни было опознавательных знаков и номеров, не подлежат восстановлению. Однако у музейщиков психология особая - они будут до последнего биться за то, чтобы вернуть вещи к жизни. Поэтому вновь прибывшие сокровища решили оставить в музейном хранении. Правда, как и все трофейное искусство , осененные грифом секретности, полвека они так и пролежали - чумазые, неразобранные и уж, конечно, без всякой реставрации. Их сослали в хранилище ГМИИ в Загорске, на территории Троице-Сергиевой лавры.

Когда же здания лавры были переданы Русской православной церкви, трофеи переехали на Волхонку: ни много ни мало 18 ящиков руинированных памятников! Но и в помещении музея они оставались скорбными переселенцами . Пока наконец в 1999 году доктор искусствоведения Людмила Акимова не отважилась взяться за эти трофеи. На помощь были призваны, помимо реставраторов ГМИИ, специалисты Всероссийского художественно-реставрационного центра имени И.Э.Грабаря, Третьяковской галереи, Строгановского училища. На протяжении последнего года работа кипела, но что это была за работа! Без ложного пафоса именно реставраторов я бы назвала истинными героями выставки: буквально из праха им пришлось восстанавливать кратеры, стамносы, килики, статуэтки, украшения из бронзы и резной кости, собирая их, как паззл, подгоняя осколок к осколку, находя законное место крошечным фрагментам прежних композиций. Л.Акимова проделала гигантский труд - сгруппировала груду черепков и обломков по категориям и хронологии, выявила сохранившиеся следы орнамента и надписи. На выходе - прекрасно изданный научный каталог, где вдвое больше произведений, чем в экспозиции: кое-что решили не показывать в силу нехватки места или однотипности памятников.

И сейчас же, как только выставку открыли, возникла интрига: что уже воссоздано и сколько еще шедевров в этой коллекции? А если учесть, что, как шутит замдиректора ГМИИ и его главный археолог Владимир Толстиков, выставлено 350 предметов, воссоздано 600 и еще лежит 6 тысяч фрагментов, можно ожидать новых открытий. Музей намерен продолжить работу и через несколько лет (но не раньше!) подвести итоги, уточнив число восстановленных памятников.

...Реставратор Людмила Левко водит меня от витрины к витрине, показывая терракотовые статуэтки танцовщиц и животных, вылепленную заново ойнохою (расписной сосуд), черно - и краснофигурные вазы. Все эти предметы ей довелось не просто держать в руках - крутить во все стороны черепки, ломая голову, как сопрягаются между собой фрагменты. Белые и бежевые фигурки были совсем черными, красный цвет погас под сажей... К счастью, порой сам сосуд подсказывал, как он должен выглядеть: стоило склеить разбитое горлышко, и рисунки начинали складываться воедино. А прежде эти драгоценные обломки очищали от сажи, грязи, горелой смолы, да не все и отошло: так, при пожаре гудрон въелся намертво в красные бока вазы...

Стоит ли говорить, как ценна эта коллекция и что вообще означает античность для мирового искусства. Взять хотя бы маленькую фигурку юноши с гранатовым яблоком в руке (вероятно, Аполлона): эта бронзовая статуэтка - великолепный образец пластики, способный выдержать увеличение до размеров монумента! В числе наиболее значимых предметов и чернофигурный кратер, где с одной стороны изображена борьба Геракла с морским богом, а с другой - Дионис со свитой; и находки из раскопок Олимпии, и амфора мастера Дария из Апулии с редкой сценой похищения Лаем Хрисиппа. На весь мир был знаменит аттический краснофигурный стамнос Копенгагенского мастера со сценой убийства Эгисфа Орестом и Электрой (он считался погибшим в годы войны); позднеклассический бронзовый Зевс из Додоны происходил из святилища в северной Греции. На выставке - краснофигурный кратер 420-х годов до н.э., до войны находившийся в музее замка Готы. Автор росписи - Мастер Диноса, ученик крупнейшего вазописца эпохи Перикла мастера Клеофона, создал композицию с Гермесом и пляшущими панами...

Глядя на воскресшие терракоты и бронзы, задаюсь сакраментальным вопросом: а много ли еще у ГМИИ трофеев войны? Ведь произведения искусства из германских коллекций хранятся здесь с июля 1945 года. Их доставляли в Москву спецэшелонами по решению советской Контрольной комиссии (единственного на тот момент органа власти в советской оккупационной зоне Германии) - в возмещение ущерба, причиненного СССР фашистскими оккупантами. Упаковку и транспортировку поручили специально выделенным войсковым подразделениям. Для отбора памятников и определения их художественной ценности из Москвы в Берлин откомандировали группу экспертов, в их числе были сотрудники Пушкинского музея: светило в области античного искусства и археологии Владимир Блаватский и реставратор Сергей Чураков.

- Среди наиболее значительных произведений, поступивших в этот период в ГМИИ, - 763 полотна из собрания Дрезденской картинной галереи, драгоценные экспонаты из троянской коллекции Шлимана и другие археологические памятники из Музея древнейшей и ранней истории в Берлине, - говорит В.Толстиков. - По рассказам сотрудников нашего музея, с 1945-го по 1949 год местонахождение памятников, вывезенных из Германии, не было тайной. Крупные военные, партработники, известные ученые и художники получили тогда возможность осмотреть перемещенные ценности. Ситуация изменилась в 1949 году, после образования ГДР: Правительство СССР решило возвратить перемещенные памятники искусства в качестве дружественного дара молодому немецкому демократическому государству . С 1955-го по начало 1960-х годов не менее полутора миллионов памятников, происходивших из восточных областей Германии и восточной части Берлина, было передано в ГДР. В их числе - Готская библиотека, спасенные нашими солдатами из соляных шахт шедевры Дрезденской картинной галереи, хранившиеся в ГМИИ, и мраморные фризы Пергамского алтаря, попавшие в Эрмитаж... Однако к началу 60-х годов этот процесс был приостановлен, и часть памятников осталась в запасниках ГМИИ, Эрмитажа, других музеев СССР.

До сих пор в ведомство Аполлона, говоря высокопарно, или в открытый публике фонд попала лишь малая толика того, что вывезли из разрушенного Берлина. С 1960-х специальная инструкция об особом фонде и режиме хранения перемещенных художественных объектов запретила доступ к этим предметам всем, кроме хранителей. Памятники уподобились заключенным в зоне строгого режима: их нельзя было не только экспонировать, но и разглашать информацию о них. И так - вплоть до 1992 года.

- Бурные события рубежа 1980 - 90-х годов привели к тому, что в мае 1996 года в ГМИИ им. А.С.Пушкина была открыта выставка Сокровища Трои из раскопок Генриха Шлимана , - продолжает археолог. - Уже в процессе подготовки к ней музей позволил ученым из Германии, Великобритании, Греции, Турции подробно ознакомиться со всеми экспонатами. Исчерпывающую информацию о происхождении, характере и составе троянской коллекции предоставили и мировым СМИ. Открытие выставки стало подлинной международной сенсацией.

Но тут последовал протест из Германии: она потребовала у России возврата троянских древностей. Так эта первая в своем роде выставка в стенах ГМИИ без преувеличения обозначила всю остроту проблемы художественных ценностей, перемещенных в СССР. Ситуацию осложняло и то, что вопрос о статусе этих памятников тогда еще не имел правовой регламентации в российском законодательстве. Пожалуй, золото Трои подтолкнуло к принятию в 1998 году Закона О культурных ценностях, перемещенных в СССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории РФ .

За раритеты Археологии войны сегодня можно не опасаться. Их судьба ясна: они не должны стать предметом ожесточенных споров, как приснопамятная Балдинская коллекция. К счастью, у них - надежное пристанище и заботливые хранители. И что особенно отрадно, спасенные антики наконец обрели зрителей.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости:

Родственники принцессы Дианы продают картину Рубенса

News image

Аукцион Christie's выставит на летние торги картину Питера Пауля Рубенса Военачальника снаряжают к битве и...

Крупный пожар в северном Таиланде уничтожил исторически

News image

Сильный пожар в северной столице Таиланда городе Чиангмае утром в четверг полностью уничтожил дв...

Коллекционеры:

Раритеты и коллекции

News image

. Коллекционирование почтовых марок возникло почти одновременно с их появлением на свет. Нашлись люди, которые оценили ху...

Первый аукцион картин из коллекции Гаудстиккера принес

News image

Первый аукцион Christie’s картин из культовой коллекции известного голландского торговца антиквариатом 20 века Жака Гаудстиккера, во...

Авторизация


Предметы искусства:

Инвестиции в творчество Фрэнсиса Бэкона и Люциана Фрейда. Ис

News image

В жизни и творчестве давних соперников Френсиса Бэкона и Люциана Фрейда, художников, каждый из которых при жизни по отдельности получил статус «самого значительного современного английского ху...

Стоит ли любить искусство и сколько стоит эта любовь

News image

Вещи из коллекций Хаммера и Тиссена не появятся на рынке до нового всемирного потопа. Но в ожидании этого не покупайте работ малоизвестных художников. Миф о не...

Антиквариат. Ювелирные изделия:

Антиквариат: кольца

News image

Известная всем непревзойденная актриса Элизабет Тейлор пылала большой страстью к коллекционированию разнообразных украшений. Вокруг ее знаменитой коллекции до сих пор ведутся споры и ходят леген...

Выставка драгоценностей знаменитого магната Уолтерса

News image

Если не хватает денежек на изысканные ювелирные украшения, то можно на них просто полюбоваться, а заодно и начать разбираться в редких изделиях получше. Ведь в СШ...