antikvaram.ru Антиквариат
Главная Предметы старины Во власти зеркал


Во власти зеркал

во власти зеркал

С давних пор зеркало считается магическим предметом, полным тайн и волшебства (а то и нечистой силы). Оно верно служило и служит по сию пору языческим культам многих народов, которые видят в нем космическую силу Солнца.

Знак Венеры.

Еще древние египтяне толковали крест, переходящий в окружность, как эротический жизненный ключ. А много веков спустя, в эпоху европейского Возрождения, в этом символе увидели изображение дамского туалетного зеркала с ручкой, в котором так любила разглядывать себя богиня любви Венера.

Современную историю зеркал отсчитывают с XIII века, когда в Голландии освоили их кустарную технологию. За ней последовали Фландрия и немецкий город мастеров Нюрнберг, где в 1373 году возник первый зеркальный цех.

В XV веке центром стеклоделия становится остров Мурано, расположившийся под Венецией, в морской лагуне. Специально созданный Совет Десяти ревниво оберегал секреты стеклоделия, всячески поощряя мастеров, заодно изолируя их от внешнего мира: слишком велики были прибыли от монополии, чтобы потерять ее. На остров Мурано стеклоделов переселили под предлогом обезопасить Венецию от пожаров. В начале ХVI века братья Андреа Доменико из Мурано разрезали вдоль еще горячий цилиндр из стекла и половинки его раскатали на медной столешнице. Получилось листовое зеркальное, отличавшееся блеском, хрустальной прозрачностью и чистотой. Так произошло главное событие в истории производства зеркал.

Европейские монархи любыми средствами пытались выведать зеркальные тайны Венеции. Это удалось в XVII веке министру Людовика XIV - Кольберу. Золотом и посулами он соблазнил троих мастеров из Мурано и вывез их во Францию.

Французы оказались способными учениками и вскоре даже превзошли своих учителей. Зеркальное стекло стали получать не выдуванием, как то делали в Мурано, а литьем. Технология заключается в следующем: расплавленное стекло прямо из плавильного горшка выливают на ровную поверхность и раскатывают вальцом. Автором этого способа называют Луку Де-Негу.

Изобретение пришлось как нельзя кстати: в Версале строили Галерею зеркал. Она была длинной 73 метра и нуждплпсь в зеркалах большого размера. В Сен-Габене изготовили 306 таких зеркал , чтобы их сиянием ошеломить тех, кому посчастливится побывать в гостях у короля в Версале. Как после этого было не признать за Людовиком XIV права именоваться король-солнце ?

ГРЕХ ЗАМОРСКИЙ

На Руси почти до конца XVII века зеркало считалось заморским грехом. Люди благочестивые его избегали. Церковный собор 1666 года взял да и запретил духовным лицам держать в своих домах зеркала.

Только зеркала в малом формате привозились из-за границы в большом количестве и составляли принадлежность женского туалета , - писал Н.И. Костомаров. А историк Забелин поясняет, что в России значение комнатной мебели зеркала получили едва ли не со второй половины XVII века, но и в это время они составляли убранство одних только внутренних постельных хором и не имели еще места в парадных приемных комнатах..

Добавим, что и там они были скрыты завесами из тафты и шелка или хранились в киотах (рамах и шкафчиках с дверцами). Зеркала противоречили благочестиво-назидательному, научительному и строгому характеру всего убранства русского дома того времени. - При Петре Великом в Москве, на Воробьевых горах, возвели анбар каменный и длинный в восемьдесят три фута, в вышину девять аршин, в нем плавильная печь сделана из кирпичу белой глины . Пришло время и России делать свои зеркала.

Став важным элементом меблировки и декора, зеркало потребовало соответствующего обрамления. В зеркальных рамах нашли выражение художественный вкус, особенность дарования ювелиров и художников, национальный колорит, мастерство и, конечно, время, которому подвласны и ремесла, и искусство.

Подарок королеве.

В конце XVI века, поддавшись моде, французская королева Мария Медичи решила обзавестись зеркальным кабинетом, для чего в Венеции было приобретено 119 зеркал. Видимо, в благодарность за большой заказ венецианские мастера подарили королеве уникальное зеркало, отделанное агатами, ониксами, смарагдами и инкрустированное драгоценными камнями. Сегодня оно хранится в Лувре.

Сколько стоит РАФАЭЛЬ

Зеркала были чрезвычайно дороги. Покупать и коллекционировать их могли лишь очень богатые аристократы и королевские особы.

Страстными коллекционерами зарекомендовали себя английский король - Генрих VIII и французский - Франциск I.

Не такое уж большое зеркало размером 100х65 см стоило больше 8000 ливров, а картина Рафаэля того же размера - около 3000 ливров.

Во Франции некая графиня де Фиеск рассталась с имением, чтобы купить понравившееся ей зеркало, а герцогиня де Люд продала серебряную мебель на переплавку, чтобы приобрести зеркальную.

ЗЕРКАЛЬНЫЕ страсти

Зеркало в киоте, украшенное тонким оловянным кружевом, в свое время царевна Софья (правительница при царях-мальчиках Иване и Петре) подарила своему сердечному другу князю Голицыну.

В 1689 году по случаю опалы у князя и его сына Алексея было отписано в казну 76 зеркал (зеркальные страсти уже бушевали и среди русской знати), но зеркало царевны князь утаил и увез с собой в ссылку в Архангельский край. После его смерти зеркало среди других вещей по завещанию князя попало в монастырь под Пинегой, уцелело и дожило до наших дней. Сейчас оно хранится в фондах Архангельского краеведческого музея.

ЕСЛИ ВЫ ПРИОБРЕЛИ АНТИКВАРНОЕ ЗЕРКАЛО:

Обратите внимание на состояние поверхности, гравировки,травления,а также фасета по краям (скошенной грани).

Внимательно осмотрите раму: нет ли утрат, имитаций, бронзы вместо золота.

Приглядитесь к оттенку зеркальной поверхности. V старых зеркал с наводкой оловом (ртутной амальгамой) оттенок синеватый. У зеркал с серебряной наводкой оттенок чуть желтоватый, а зеркало более яркое . (Последнее можно датировать не раньше чем XIX веком.)

Имейте в виду, что в старину зеркала с фасетом вставлялись в раму. Если вам предлагают зеркало без рамы, значит, ее сняли или реализовали отдельно.

Зеркало с гравировкой или травлением по краям не требует рамы. Такие зеркала крепили болтами к панелям - если его предлагают в раме, скорее всего, это новодел.

Рамы старинных зеркал допускают осторожную домашнюю реставрацию, если это касается небольших фрагментов. Для этого с сохранившегося фрагмента рамы снимается слепок. Поверхность фрагмента смазывают вазелином или растительным маслом, а сам слепок делают пластилином. В ряде случаев используется специальный герме-тик, который застывает в виде резиновой массы и поэтому легко снимается с оригинала. В полученную форму заливают тщательно перемешанную гипсовую смесь с клеем (желательно ПВА). Предварительно на внутреннюю поверхность формы надо кистью нанести гипсовую смесь. Оставшуюся смесь просто залить в форму.

Застывший гипсовый фрагмент еще влажным (он лучше режется) подгоняют по месту, высушивают (без нагрева) и приклеивают. Затем тонируют и золотят. Но если вещь очень древняя и ценная, лучше сразу обратиться к специалисту-реставратору. Особый интерес представляют металлические ручные зеркала - бронзовые, медные, стальные, серебряные и даже золотые.

Как правило, на них можно найти клейма мастеров или цехов, которые обычно сверяют по справочникам (это обязательно для золотых и серебряных вещей).

Антикварные зеркала, продаваемые на аукционах или в антикварных магазинах, обязательно должны иметь сертификат, который удостоверяет ценность выставленного на продажу предмета.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости:

Родственники принцессы Дианы продают картину Рубенса

News image

Аукцион Christie's выставит на летние торги картину Питера Пауля Рубенса Военачальника снаряжают к битве и...

Крупный пожар в северном Таиланде уничтожил исторически

News image

Сильный пожар в северной столице Таиланда городе Чиангмае утром в четверг полностью уничтожил дв...

Коллекционеры:

Коллекция Вилгьельма Оттена (Wilhelm Otten), Австрия

News image

Александр Родченко. Конструкция № 95. 1919. Холст, ма...

Коллекционирование: антикварных статуэток много не быва

News image

Среди коллекционеров раритета большим спросом пользуются антикварные фарфоровые, бронзовые статуэтки Германии, антикварные немецкие, китайские стату...

Авторизация


Предметы искусства:

Инвестиции в творчество Фрэнсиса Бэкона и Люциана Фрейда. Ис

News image

В жизни и творчестве давних соперников Френсиса Бэкона и Люциана Фрейда, художников, каждый из которых при жизни по отдельности получил статус «самого значительного современного английского ху...

Стоит ли любить искусство и сколько стоит эта любовь

News image

Вещи из коллекций Хаммера и Тиссена не появятся на рынке до нового всемирного потопа. Но в ожидании этого не покупайте работ малоизвестных художников. Миф о не...

Антиквариат. Ювелирные изделия:

История Дома Фаберже

News image

Петер Карл Фаберже родился в России, в Санкт-Петербурге 30 мая 1846 года. За четыре года до его рождения его отец, Густав Фаберже, основал ювелирную фирму по...

Самые известные бриллианты. «Черный Орлов»

News image

Происхождение бриллианта «Черный Орлов», как и возникновение его необычного серо-стального цвета до сих пор остаются тайной. Существует мнение, что раньше это был алмаз «Око Брахмы» (е...