С давних пор зеркало считается магическим предметом, полным тайн и волшебства (а то и нечистой силы). Оно верно служило и служит по сию пору языческим культам многих народов, которые видят в нем космическую силу Солнца.
Знак Венеры.
Еще древние египтяне толковали крест, переходящий в окружность, как эротический жизненный ключ. А много веков спустя, в эпоху европейского Возрождения, в этом символе увидели изображение дамского туалетного зеркала с ручкой, в котором так любила разглядывать себя богиня любви Венера.
Современную историю зеркал отсчитывают с XIII века, когда в Голландии освоили их кустарную технологию. За ней последовали Фландрия и немецкий город мастеров Нюрнберг, где в 1373 году возник первый зеркальный цех.
В XV веке центром стеклоделия становится остров Мурано, расположившийся под Венецией, в морской лагуне. Специально созданный Совет Десяти ревниво оберегал секреты стеклоделия, всячески поощряя мастеров, заодно изолируя их от внешнего мира: слишком велики были прибыли от монополии, чтобы потерять ее. На остров Мурано стеклоделов переселили под предлогом обезопасить Венецию от пожаров. В начале ХVI века братья Андреа Доменико из Мурано разрезали вдоль еще горячий цилиндр из стекла и половинки его раскатали на медной столешнице. Получилось листовое зеркальное, отличавшееся блеском, хрустальной прозрачностью и чистотой. Так произошло главное событие в истории производства зеркал.
Европейские монархи любыми средствами пытались выведать зеркальные тайны Венеции. Это удалось в XVII веке министру Людовика XIV - Кольберу. Золотом и посулами он соблазнил троих мастеров из Мурано и вывез их во Францию.
Французы оказались способными учениками и вскоре даже превзошли своих учителей. Зеркальное стекло стали получать не выдуванием, как то делали в Мурано, а литьем. Технология заключается в следующем: расплавленное стекло прямо из плавильного горшка выливают на ровную поверхность и раскатывают вальцом. Автором этого способа называют Луку Де-Негу.
Изобретение пришлось как нельзя кстати: в Версале строили Галерею зеркал. Она была длинной 73 метра и нуждплпсь в зеркалах большого размера. В Сен-Габене изготовили 306 таких зеркал , чтобы их сиянием ошеломить тех, кому посчастливится побывать в гостях у короля в Версале. Как после этого было не признать за Людовиком XIV права именоваться король-солнце ?
ГРЕХ ЗАМОРСКИЙ
На Руси почти до конца XVII века зеркало считалось заморским грехом. Люди благочестивые его избегали. Церковный собор 1666 года взял да и запретил духовным лицам держать в своих домах зеркала.
Только зеркала в малом формате привозились из-за границы в большом количестве и составляли принадлежность женского туалета , - писал Н.И. Костомаров. А историк Забелин поясняет, что в России значение комнатной мебели зеркала получили едва ли не со второй половины XVII века, но и в это время они составляли убранство одних только внутренних постельных хором и не имели еще места в парадных приемных комнатах..
Добавим, что и там они были скрыты завесами из тафты и шелка или хранились в киотах (рамах и шкафчиках с дверцами). Зеркала противоречили благочестиво-назидательному, научительному и строгому характеру всего убранства русского дома того времени. - При Петре Великом в Москве, на Воробьевых горах, возвели анбар каменный и длинный в восемьдесят три фута, в вышину девять аршин, в нем плавильная печь сделана из кирпичу белой глины . Пришло время и России делать свои зеркала.
Став важным элементом меблировки и декора, зеркало потребовало соответствующего обрамления. В зеркальных рамах нашли выражение художественный вкус, особенность дарования ювелиров и художников, национальный колорит, мастерство и, конечно, время, которому подвласны и ремесла, и искусство.
Подарок королеве.
В конце XVI века, поддавшись моде, французская королева Мария Медичи решила обзавестись зеркальным кабинетом, для чего в Венеции было приобретено 119 зеркал. Видимо, в благодарность за большой заказ венецианские мастера подарили королеве уникальное зеркало, отделанное агатами, ониксами, смарагдами и инкрустированное драгоценными камнями. Сегодня оно хранится в Лувре.
Сколько стоит РАФАЭЛЬ
Зеркала были чрезвычайно дороги. Покупать и коллекционировать их могли лишь очень богатые аристократы и королевские особы.
Страстными коллекционерами зарекомендовали себя английский король - Генрих VIII и французский - Франциск I.
Не такое уж большое зеркало размером 100х65 см стоило больше 8000 ливров, а картина Рафаэля того же размера - около 3000 ливров.
Во Франции некая графиня де Фиеск рассталась с имением, чтобы купить понравившееся ей зеркало, а герцогиня де Люд продала серебряную мебель на переплавку, чтобы приобрести зеркальную.
ЗЕРКАЛЬНЫЕ страсти
Зеркало в киоте, украшенное тонким оловянным кружевом, в свое время царевна Софья (правительница при царях-мальчиках Иване и Петре) подарила своему сердечному другу князю Голицыну.
В 1689 году по случаю опалы у князя и его сына Алексея было отписано в казну 76 зеркал (зеркальные страсти уже бушевали и среди русской знати), но зеркало царевны князь утаил и увез с собой в ссылку в Архангельский край. После его смерти зеркало среди других вещей по завещанию князя попало в монастырь под Пинегой, уцелело и дожило до наших дней. Сейчас оно хранится в фондах Архангельского краеведческого музея.
ЕСЛИ ВЫ ПРИОБРЕЛИ АНТИКВАРНОЕ ЗЕРКАЛО:
Обратите внимание на состояние поверхности, гравировки,травления,а также фасета по краям (скошенной грани).
Внимательно осмотрите раму: нет ли утрат, имитаций, бронзы вместо золота.
Приглядитесь к оттенку зеркальной поверхности. V старых зеркал с наводкой оловом (ртутной амальгамой) оттенок синеватый. У зеркал с серебряной наводкой оттенок чуть желтоватый, а зеркало более яркое . (Последнее можно датировать не раньше чем XIX веком.)
Имейте в виду, что в старину зеркала с фасетом вставлялись в раму. Если вам предлагают зеркало без рамы, значит, ее сняли или реализовали отдельно.
Зеркало с гравировкой или травлением по краям не требует рамы. Такие зеркала крепили болтами к панелям - если его предлагают в раме, скорее всего, это новодел.
Рамы старинных зеркал допускают осторожную домашнюю реставрацию, если это касается небольших фрагментов. Для этого с сохранившегося фрагмента рамы снимается слепок. Поверхность фрагмента смазывают вазелином или растительным маслом, а сам слепок делают пластилином. В ряде случаев используется специальный герме-тик, который застывает в виде резиновой массы и поэтому легко снимается с оригинала. В полученную форму заливают тщательно перемешанную гипсовую смесь с клеем (желательно ПВА). Предварительно на внутреннюю поверхность формы надо кистью нанести гипсовую смесь. Оставшуюся смесь просто залить в форму.
Застывший гипсовый фрагмент еще влажным (он лучше режется) подгоняют по месту, высушивают (без нагрева) и приклеивают. Затем тонируют и золотят. Но если вещь очень древняя и ценная, лучше сразу обратиться к специалисту-реставратору. Особый интерес представляют металлические ручные зеркала - бронзовые, медные, стальные, серебряные и даже золотые.
Как правило, на них можно найти клейма мастеров или цехов, которые обычно сверяют по справочникам (это обязательно для золотых и серебряных вещей).
Антикварные зеркала, продаваемые на аукционах или в антикварных магазинах, обязательно должны иметь сертификат, который удостоверяет ценность выставленного на продажу предмета.